25.10.2025

Плохие дела у Rivian: сокращения рабочих и очень туманные перспективы

Плохие дела у Rivian: сокращения рабочих и очень туманные перспективы

Американский электромобильный стартап Rivian продолжает приносить убытки и вынужден сократить порядка 600 своих сотрудников в ожидании запуска в следующем году новой модели — среднеразмерного кроссовера Rivian R2. На этот кроссовер компания возлагает очень большие надежды, он должен помочь ей стать прибыльной, но есть большие сомнения в том, что эти надежды оправдаются.

Компанию Rivian основал в 2009 году предприниматель Ар-Джей Скериндж, он же является её гендиректором. В 2021 году компания Rivian запустила в производство на своём заводе в городе Нормал, штат Иллинойс (это бывший завод Mitsubishi Motors) электрический пикап Rivian R1T и соплатформенный внедорожник Rivian R1S. Третьей моделью компании стал коммерческий фургон Rivian Delivery: он изначально был разработан для Amazon, но сегодня доступен всем желающим — вот только он мало кому нужен. К слову, один из главных конкурентов Rivian Delivery — джи-эмовский Chevrolet BrightDrop — только что был снят с производства из-за низкого спроса.

Плохие дела у Rivian: сокращения рабочих и очень туманные перспективы

Rivian R1T и R1S

Rivian R1T и R1S регулярно получают обновления, но это довольно дорогие модели, спрос на которые естественным образом ограничен. В третьем квартале этого года компания Rivian сумела продать 13 201 электромбиля, что на 32% больше продаж в третьем квартале 2024 года, но такой всплеск не должен вводить в заблуждение — он связан с тем, что 1 октября Дональд Трамп отменил в США федеральную программу поддержки продаж электромобилей, которая позволяла сэкономить при покупке 7500 долларов, многие покупатели «электричек» спешили успеть до этой даты.

Плохие дела у Rivian: сокращения рабочих и очень туманные перспективы

Rivian Delivery

Прибыли компания Rivian пока не приносит, её чистый убыток за первую половину этого года составил 1,65 млрд долларов. Основные надежды на светлое будущее Rivian связывает с грядущими запусками более доступных кроссоверов Rivian R2 и Rivian R3 — они ожидаются в 2026 и 2028 годах соответственно. Под эти новинки компания запланировала строительство второго завода в штате Джорджия недалеко от его столицы Атланты. Мощность этого завода — более 400 000 машин в год, объём инвестиций — порядка 5 млрд долларов, строительство должно начаться в 2026 году, пуск — в 2028 году.

Плохие дела у Rivian: сокращения рабочих и очень туманные перспективы

Короче говоря, впереди у Rivian — одни расходы, на этом фоне свежее объявление о сокращении 600 сотрудников (это порядка 4,5% от всего штата) кажется крохоборством, но, видимо, других способов сократить издержки у Rivian сейчас нет. Деньги, которые Rivian получит в результате создания совместного предприятия с Volkswagen (5,8 млрд долларов) в теории должны покрыть все расходы на запуск новинок и строительство второго завода, но пока получен только первый транш, а само СП, как недавно выяснилось, работает с большим скрипом и не даёт нужных результатов.

Плохие дела у Rivian: сокращения рабочих и очень туманные перспективы

Rivian R2

Если сотрудничество Rivian с Volkswagen всё-таки наладится, то американский стартап сможет протянуть ещё несколько лет, второй завод можно будет загрузить Фольксвагенами, если конечно у немецких партнёров будет в том потребность. На собственном кроссовере R2, который в «базе» будет стоить около 45 000 долларов, Rivian вряд ли много заработает — не та теперь ситуация на рынке, и пока нет никаких предпосылок к тому, что в ближайшие годы она станет для электромобилей лучше. Ещё более дешёвый Rivian R3 пока находится в зачаточном состоянии, и за пределами США у него есть уже тьма китайских конкурентов, причём они с каждым годом становятся лучше, а зачастую и дешевле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *